В годы Великой Отечественной войны дети во всём старались помочь и помогали взрослым приблизить победу. Дети были всюду. Они заменили отцов на заводах. Делали автоматы, гранаты, мины, дежурили в госпиталях, заменяя сиделок и сестёр. Дети дежурили во время воздушных тревог в постах местной противовоздушной обороны. В своих школьных мастерских клеили пакеты для подарков и посылок, делали жестяные кружки и вязали варежки и перчатки.
«За 4 дня мы связали и сложили 2500 снопов,- писали ученики 203-й московской школы, - весь свой заработок мы внесли в фонд обороны Родины».
Девочки ухаживали за поросятами, мальчики воспитывали для Красной Армии породистых собак. Те, кто поменьше, собирали лекарственные травы для военных аптек, а также малину, чернику, шиповник.
Вместе со взрослыми на строительство оборонительных сооружений выходили и школьники.
Эти 13-17-летние дети погибали по-настоящему. Кто-то подорвал себя последней гранатой, как герой Советского Союза Марат Казей, кто-то получил пулю от наступающих немцев, кого-то повесили во внутреннем дворе тюрьмы. Эти ребята, для которых слова "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина" являлись абсолютными понятиями, заслужили право на всё. Кроме забвения.
Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.
Сегодня дети войны стали нашими прадедушками и прабабушками, и их память цепко хранит события военных лет. Им же будет вдвойне приятно, если мы, сегодняшнее поколение, будем интересоваться их деятельностью, будем рассказывать о ней другим.
Учащиеся с интересом слушали о подвигах Лёни Голикова, Зины Портной, Вали Котика, Марата Казея, Володи Дубинина и многих -многих других детей, которые погибли, но навсегда остались 12-15-летними мальчишками и девчонками и оставили о себе добрую память навсегда.